Защищаться от рекламы надо уметь!

Реклама как фактор постоянного внешнего влияния на человека давно стала сферой пристального наблюдения и анализа со стороны психологов. Дело идет к тому, что они всерьез начинают говорить о том, что человеку нужно уметь защищаться от агрессивного влияния рекламной среды.

Луиза Хей, психотерапевт, автор 15 бестселлеров, автор собственной методики, в основе которой лежит телесная психотерапия. (Из книги "Женщина и власть", М., "Олма-пресс", 1998 г.)

"...Мир рекламы нацелен на женщину. Рекламодатели пользуются недостатком у нас уверенности в себе, чтобы заставить нас покупать их продукцию. Подтекст большинства реклам таков: "Вы плохо выглядите... чтобы выглядеть лучше, вы должны купить наш товар". Мы позволяем использовать себя, так как постоянно ощущаем собственную неполноценность. Мы закомплексованы и все время пытаемся исправить свои мнимые недостатки. Пора перестать покупаться на эти дешевые трюки, заставляющие нас испытывать унижение.

Чаще всего объектом рекламы становится женское тело, такое, какое оно есть. Общество и реклама вбили нам в голову, что мы "некрасивы". Не удивительно, что мы не любим свое тело и зачастую стесняемся его. Найдется ли женщина, которая не отыщет в своем теле изъяна? Сколько усилий положено на то, чтобы смириться с формой наших носов или бедер! Интересно, в каком именно возрасте приходит это неприятие собственного тела? Ведь маленькие дети никогда не испытывают чувства неполноценности и не рыдают по поводу неправильных черт лица!

Девочки-подростки особенно уязвимы для рекламы, бомбардирующей их со всех сторон. В них вызывают неуверенность в себе, утверждая, что лишь купив определенный продукт, они станут привлекательны и желанны. Вот почему именно девушки как социальная группа более других страдают от недостатка самоуважения. Это чувство неполноценности культивируют и укрепляют, чтобы дальше использовать в своих целях. Реклама сигарет зачастую направлена на девочек-подростков, так как человек с низкой самооценкой легко поддается чужому влиянию и остается зависимым на всю жизнь. Этого и добиваются рекламодатели - создать пожизненную клиентуру. Разве мы можем позволить им так поступать с нашими детьми?

Как-то я услышала от одной трехгодовалой девчушки: "Я не буду носить это платье, в нем я выгляжу толстой". ...Если у вас есть дети, объясните им, каким образом рекламодатели хотят использовать их неопытность в своих целях. Обсуждайте вместе с ними рекламные ролики. Пусть они поймут, на что нацелена та или иная реклама. Учите их с самого детства жить, руководствуясь собственным, осмысленным выбором. Лучше, если они вовсе не допустят ошибок, чем станут учиться на них.

... Нельзя жить, покупая все рекламируемые продукты, нельзя делать все, что предлагает вам реклама. В следующий раз, увидев рекламу в журнале или по телевизору, отнеситесь к ней с осторожностью. Каково послание этой рекламы на подсознательном уровне? Вас хотят лишить уверенности в себе, заставить почувствовать себя "второсортной"? Реклама не будет властна над вами, если вы задумаетесь о ее настоящей цели. Реклама подобного рода - еще одно средство для того, чтобы контролировать и использовать женщин. Мы должны употребить все наши силы для того, чтобы вернуть уверенность и самоуважение к себе.

Мы покупаем множество ненужных вещей лишь потому, что обладание ими ненадолго возвращает нам веру в себя. "Если бы только у меня была эта вещь, - говорим мы, - все было бы прекрасно". Но потом вновь возвращаются прежние страхи: "Я недостаточно красива, недостаточно привлекательна". Нам необходимо осознать одну простую вещь - мы, женщины, красивы и привлекательны уже будучи такими, какие мы есть.

А. Менегетти - основатель школы онтопсихологии - нового направления современной психологии и психотерапии. (Онто (лат.) - бытие.) (Из книги "Система и личность", глава "Реклама: факты, корни и власть", М, "Серебряные нити", 1996 г.)

"...реклама становится сегодня фактором, сближающим и объединяющим нас...

При рассмотрении феномена "реклама" следует учитывать три момента: 1. В чем состоит факт рекламы? 2. Каково ее происхождение? 3. В чем ее сила?

Гуляя по улицам, практически все мы обращаем внимание на рекламные плакаты или светящиеся вывески, как будто проходим по незакрывающейся выставке на открытом воздухе. Так создается атмосфера объединяющего социального контекста. Как бы критически вы ни отнеслись к этому утверждению, факт остается фактом: мы разглядываем рекламу. Может быть, мы ее читаем не потому, что нас интересует содержание, а потому, что нас привлекает изображение, образ. Получается, что рекламный текст покоряет, захватывает нас, и мы можем освободиться от него только после того, как поймем его и преодолеем. Так, проходя мимо газетного киоска, мы, вполне возможно, даже не повернем головы в его сторону, хотя и знаем, что он полон газет; напротив, большой плакат, попавший в поле нашего зрения, даже если мы относимся к нему с презрением, вынуждает нас вступить с ним в контакт, заставляя спорить или даже думать.

...Некоторые произведения рекламы выступают в роли прямо-таки инквизиторов по отношению к нашим психическим и даже эмоциональным реакциям. Отсюда уже становятся яснее корни этой особенности рекламы. Ее образы способны "уловить" наше чувство, нашу мысль. Реклама эффективна в той мере, в какой ей удается овладеть нашей интенциональностью* - чем большего успеха она в этом добивается, тем сильнее господство над нами интенциональности образа, навязанного нам; следовательно, имеет место обмен интенциональностью.

... В нашем неоднородном обществе, развивающем плюрализм намерений и идей, каждый волен идти под собственным флагом, превозносить свое имя и, следовательно, по-своему капитализировать других. В этом одна из причин пристального интереса к рекламе во всем мире: ее авторы получают доступ к лидерству, всеобщему вниманию, невиданному ранее превосходству - а значит, господство над психологией, культурой, в конечном счете над всем рынком. Тот, чей "имидж" колоритнее, более на виду и на слуху, становится первым. Чем известнее "имидж" кого-либо, тем сильнее его превосходство и уникальность. Сегодня тот, кому удается больше других привлечь внимание к своей персоне, получает преимущество в ценности, в признании, идеологическое преимущество над всеми остальными.

Следовательно, значение рекламы фактически определяется потребностью самоутверждения в качестве лидера и является легкодоступным для любого индивида способом достижения превосходства через обладание рекламируемой вещью. Отсюда ее зависимость от гордости индивида - частично жизнеспособной, частично нежизнеспособной. Рекламируемый предмет не обязательно должен иметь большой рынок, но он несомненно встречает большое психологическое доверие, поскольку непрерывно навязывает себя.

...И все-таки реклама обкрадывает внутренний мир человека, поскольку, облегчая восприятие с помощью слова, за счет внешнего изображения, она проходит мимо содержания, оставляя некую пустоту, нечто "не образованное" внутри, и, создавая иллюзию общности индивида с другими, при этом она не объясняет, как быть самим собой. Следовательно, мотивация рекламы заключается в обслуживании эгоистической олигархии обладания, представленной всеми теми, кому удается навязать себя обществу. Таким образом, реклама оказывается в итоге системной идеологией, обслуживающей множество рабочих мест и экономически поддерживающей побеждающую прослойку.

Еще одним аспектом, способствующим развитию рекламы, является желание всех маленьких людей ощущать себя добившимися успеха. А для этого они хотят знать, что делают другие, что они надевают, что они пьют, чем пользуются и что покупают. Так, если у тебя есть такая же машина, как у знаменитости, как у одного из тех, кто появляется на телеэкране, это значит, что и ты - один из них, что ты тоже добился успеха. Тем самым человек превращается в инструмент восхваляемой рекламой вещи и устраняет навязчивый комплекс неполноценности. Этот комплекс социальной неполноценности также может быть уравновешен путем покупки пары туфель или джинсов определенной марки, что позволяет тешить себя иллюзией преодоления комплекса.

...Сложность в создании рекламы, если стоит задача донести до потребителя какую-то конкретную идею, философию, состоит в невозможности использования новых, неизвестных еще образов. Ведь все впервые сотворенное еще неизвестно и не может пользоваться массовым спросом. Поэтому приходится прибегать к общедоступной лексике, образу, действию, знакомым для всех. Тогда только возникает понимание и, соответственно, восприятие информации. Если же вы хотите создать нечто творческое, вы несете риск не быть понятыми многими и надо рассчитывать, что понимание вашего послания будет растянуто по времени и, может быть, на века."

*Интенциональность - специфическая форма экзистенциального движения, векторное действие, "воля к..."



Главная   Контакты   Карта сайта   Ссылки
©2000-2024 Вариант-Медиа. Все права защищены.
Карта сайта Контакты На главную Статьи Отзывы клиентов Наши цены Гарантии Наши услуги О компании